Понедельник, 29.04.2024, 14:03
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ "Специальная школа № 20"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск по сайту

Конфликты в школе

    «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликт - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».
В. А. Сухомлинский.

Конфликты в школе.

Школа по сравнению со многими другими учреждениями отличается обилием всевозможных взаимосвязей (межличностных, групповых, ролевых), причем порой запутанных, тесно переплетенных и неоднозначных. В  обществе кроме школы практически нет других социальных институтов, имеющих столь разнородный по множеству параметров (возрасту, уровню образования, социальному положению, интересам, потребностям, ценностям, авторитетам) и одновременно столь многочисленный контингент. Поэтому многие социальные проблемы и противоречия, характерные для произвольного цивилизованного общества (проблемы отцов и детей, мужского и женского начал, имущих и неимущих, сильных и слабых, ведущих и ведомых) в концентрированном виде сосредотачиваются в школе. Спецификой школы также является преимущественно женский состав педагогического коллектива, относительно низкий уровень зарплат по сравнению с представителями других специальностей, повышенный эмоциональный фон, высокая нервная нагрузка, большие затраты психической энергии, множество стрессогенных факторов и т.д. Сегодня ситуация не изменилась к лучшему. При этом общеизвестно, что большинство личностных проблем учителя серьезно отражается на взаимоотношениях с учащимися и коллегами.

Следует учитывать, что в школе (как, впрочем, и в семье) все взрослые «игры» непременно отражаются на детях. Известно множество случаев, когда учителя переносят личную неприязнь к коллеге на его учеников, причем учащимся об этом обычно, становится известно. Это явление стало настолько массовым, что на него просто зачастую не обращают внимания, считая такой перенос отношений естественным, «в порядке вещей». Кроме того, взаимодействия внутри педагогического коллектива могут не столь прямо, а косвенно сказываться на учащихся. К примеру, раздражение, вызванное опытом негативного взаимодействия учителя А и учителя В перед началом урока может отразиться на качестве проведения урока и общей эмоциональной атмосфере в классе.

В настоящее время во всем мире резко изменилась ситуация развития детства. Напряженные социальные, экономические, демографические, экологические проблемы обуславливают нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности. Эти тенденции проявляются наиболее остро в подростковом возрасте. Подростковый возраст представляет собой как бы "третий мир”, существующий между детством и взрослостью.

Однако, переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, конфликтность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения.

Поэтому очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством. Чтобы выиграть психея, противоборство, учителю целесообразно использовать некоторые правила воздействия на личность школьника в конфликтных ситуации.

ПРАВИЛО 1.«Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию»

(Д.Карнеги).

Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае не раздражайтесь и не повышайте голос. Подростковая и юношеская среда высоко ценит спокойствие, "величавую медлительность" «я юмор» педагогов в напряженных ситуациях.

ПРАВИЛО 2." Задержка реакции».

Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозы для окружающих. Надо сделать вид, что Вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу вроде бы пока не до него.

«Факт незамечания» явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия нарушителя и снижает его активность, вносит сомнение в сознание остальных учащихся относительно их позиции, оптимальное время задержки 10-15 мин, хотя в ситуации конфликта они воспринимаются как более длительный интервал времени в связи с ожиданием ответа учителя на вызов школьника.

ПРАВИЛО 3.     "Перевод реакции".

Этот прием служит также для уменьшения значительности поступка и личности самого нарушителя. Этот прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно; несмотря на "чрезвычайную обстановку"). В итоге "герой" конфликта остается наедине с собой, этим снижается сам "за­мысел" борьбы.

ПРАВИЛО 4."Рационализация ситуации".

Известно, что все то, что стало смешным в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Осмеянный нарушитель как носитель отрицательных групповых норм теряет авторитет в глазах класса, его отрица­тельное влияние на класс резко уменьшается, зато авторитет и влияние учите­ля возрастает. Способность учителя применить юмор в конфликтной ситуации быстро разряжает обстановку и завершает дело.

ПРАВИЛО 5."Парадоксальная реакция".

Постарайтесь при случае использовать коварный замысел школьника сорвать урок с пользой (!) для урока. Желательно еще поблагодарить нарушителя за помощь (с легкой иронией). Учитель, успешно использующий правило, предстает во мнении школьников "сильной личностью" и приобретает авторитет на длительное время.

В конце своего размышления мне хочется закончить  словами великого персидского писателя и мыслителя Саади: «Разгневан - потерпи, немного охладев. Рассудку уступи, смени на милость гнев.Разбить любой рубин недолго и несложно, но вновь соединить осколки невозможно».

Подготовила: педагог-психолог Л.С.Луста

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?






Полезные ссылки:










Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz 
При копировании материалов ссылка на www.s20.ucoz.ru обязательна


^ Наверх ^