Воскресенье, 28.04.2024, 00:26
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ "Специальная школа № 20"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск по сайту

Устранение гиперсаливации у детей с дизартрией

Очень часто родители сталкиваются с проблемой избыточного слюнотечения у детей. Как справиться с этой проблемой

Целью данной статьи  является рассмотрение традиционных и нетрадиционных приемов одного из характерных симптомов дизартрии – гиперсаливации, т.е. обильного слюнотечения. Проблема устранения усиленного слюноотделения слишком сложна и не может быть решена только посредством упражнений на логопедических занятиях.

 

Предварительная работа

Необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами подсасывать, глотать слюну с запрокинутой головой и в нормальном положении. Перед выполнением любого артикуляционного упражнения педагог или родитель напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну, промокнуть внутри рта салфеткой.

Рекомендации.

Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребёнка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он не ест и не разговаривает.

Важно, чтобы у ребёнка сформировалось дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка.

На занятиях необходимо через определённые промежутки времени делать паузы и предлагать ребёнку сглатывать слюну.

 

Основной этап работы

 

1. Криотерапия. 

Прикладывание кусочка льда по контуру губ с учетом 6 точек. Продолжительность удерживания льда в каждой точке от 5 секунд до 1 минуты.


2. Полоскание полости рта.

Полоскание с использованием лекарственных трав: настоя шиповника, коры дуба, тысячелистника. Предварительно необходимо удостовериться в отсутствии у ребёнка аллергии.

Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.

 

3. Логопедический массаж.

Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд (Е.Ф. Архипова ).

Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно . Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда «грабли». Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.

Рис.2. Массаж в углублениях под языком.

 

Массаж по точкам.

Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично) .

Массаж мягкого нёба.

Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увулы для получения выраженного глоточного рефлекса (В.А. Киселева ).

 

4. Жевание твёрдой пищи.

Инструкция для родителей детей-дизартриков:

Грызём, жуём, глотаем - морковку.

Грызём - сухари, баранки, сушки.

 

5. Статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения.

Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).

 «Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.

 «Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.

 «Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.

 «Шарики». Надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.

 «Упражнение йогов» - рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.

 «Сушить язычок». Язык свернуть трубочкой и всасывать воздух в себя через трубочку.

 

6. Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.

Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.

На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.

 

7. Дыхательное упражнение «Буря в стакане». В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и дуть через неё. Следить, чтобы не надувались щёки.

 

8. Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке (В.А. Киселева ).

а а а; э э э; и и и;

аэ, аэ, аэ; эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;

аэи, аэи, аэи.

 

Основываясь на этом практическом опыте, при систематической работе саливация исчезает через 3 месяца.



Учитель-логопед Т.А. Долгих

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?






Полезные ссылки:










Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz 
При копировании материалов ссылка на www.s20.ucoz.ru обязательна


^ Наверх ^